Образование
ПН-ВС: 9.00 - 19:00

Директор - это призвание

Jamal Hoffman
(04.01.2021)

Историю образования создают люди, которые оставили в нем глубокий след. Я хочу внести в историю двух директоров: Муханову Жездигуль и Дидар Рахимберлину, которые свой долг выполнили – воспитали и направили. Образование, в наше время стало «крабовым», то есть двигающимся боком в одном направлении – научных знаний на основе предметов.  Роль воспитание, признается, но не реализуется в полной мере. Тем не менее, воспитание — это образование социальное, и оно сегодня выходит на первые роли в мировом масштабе. Умение коммуницировать, убеждать, строить отношения, работать в команде, уважать общество и иное мнение – вот главные признаки успеха при наборе кадров в любую компанию. Оценки в школе и диплом ВУЗа идут потом. Все решает социальный статус и место человека в обществе.

Жездигуль Муханова директор сш №1 из Актобе и Дидар Рахимберлина директор сш №34 из Нур-Султана должны быть в истории нашего образования. Все это дела минувших дней 2010 и 2015 года, но объединяет наших героев общее, проблема трудных подростков, наша система БиС как инструмент воспитания и желание решить проблему. Все удалось, школы перешли под управление детей, которые сумели сами разрешить все существующие трудности. Истории, которые произошли в этих школах ничем не уступают по накалу страстей ситуациям, описанным в педагогической поэме Макаренко. По ним можно писать отдельную книгу. Дальнейшие судьбы детей, подтверждают педагогическую истину о важности воспитания, но у нашей истории есть и продолжение приятное и не очень

В Актобе, в 2010 году, кроме сш №1 мы внедряли нашу систему еще в нескольких школах, везде были прекрасные результаты, но этот драгоценный опыт так и не был распространен на все школы города. 5 июня 2016 года мы помним ужасный теракт в Актобе, 23 молодых экстремиста взялись за оружие, 19 из них погибло, а еще погибли полицейские, военнослужащие и случайные люди. Представим на минуту, если бы в школах Актобе пошла наша система, сколько жизней было бы спасено. Есть правило, если мы не воспитываем нашу молодежь в наших ценностях, ее обязательно воспитает кто-то в своих. В Актобе и в целом с воспитанием по стране как раз такой случай и по настоящее время никто, так и не сделал выводы.

В Нур-Султане в 2015 году, все произошло наоборот и удивительно. СШ 34, находится в районе Лесозавода, в то время это был достаточно криминогенный район. Достаточно сказать, что Дидар Рахимберлина воевала с местными хулиганами, которые мешали проведению обычных мероприятий в школе, а учителя входили в школу и на урок с опаской, как в фильмах про худшие американские школы. Трудные подростки правили в школе и в районе вокруг нее. Нужно сказать, что Дидар Рахимберлина и ее школа классический набор трудностей, но характер директора и система БиС позволили не только навести порядок в школе, но и в районе. Последствия оказались необратимы, ранее забытая школа привлекла внимание республиканского и международного сообщества, сюда приезжали самые разнообразные делегации, например главные специалисты МОН Татарстана и директора ведущих школ Казани, которые поставили высокую оценку достигнутым результатам.

Гром грянул, когда за дело в 2017 году взялась прокуратура города. Прокуроры заинтересовались низкой статистикой преступности среди школьников в этом районе, который они прекрасно знали, как криминогенный. Началась прокурорская проверка, данные подтвердились, но прокуроры люди недоверчивые и в разных городах Казахстана нашли и взяли видео показания выпускников школы, тех самых трудных подростков, которым ранее путь был только в места не столь отдаленные.

Решение прокуратуры поразило меня, никогда в моей практике автора технологии я не видел такого правильного государственного подхода к проблеме воспитания. Прокурор города инициировал и представил акиму города план профилактики подростковой преступности и суицидов в столице на основе нашей технологии БиС. Был создан городской штаб по реализации проекта, который курировала прокуратура. В первый год, на эксперименте было 25 школ, одна из них сш 39 вечерняя, куда «сливались» самые трудные подростки города. Результат поразил всех: за год нулевая преступность и суицидов в этих 25 школах, поразил всех. Вечерняя школа стала героем, потому что, считалось, что этих детей исправить нельзя. Причины просты, воспитание должно стать общей задачей и когда подключаются все заинтересованные органы и наука в нашем лице, результаты будут прекрасные.

Вот так, желание и опыт Дидар Рахимберлиной привели к большим результатам в Нур-Султане. Опыт Мухановой Жездигуль так и не был востребован в Актобе, но эти прекрасные педагоги навсегда останутся в истории образования. Для детей важна позиция директора школы, который дает им путевку в жизнь, а не волчий билет трудного подростка, которого школа должна была, но не смогла воспитать. Спасибо вам дорогие директора за ваши неравнодушные сердца – вы в истории.

Всем успехов и пожелание оставить свой след в истории образования, как наши герои.

Instagram
Instagram